Герой Советского Союза 1907- 1942 Из автобиографии. 1 июля 1936 года. Дата рождения 30 ноября 1907 года. Красноярск. Родился в 1 ноября 1907 г. в городе Красноярск в рабочее-крестьянской семье. Отец - до и после Октябрьской революции работал стрелочником и позднее заместителем начальника станции. Мать домохозяйка. В 1914 году поступил в железнодорожную школу в Красноярске где окончил 9 групп. В 1928 году окончил курсы по подготовке ВТУЗ. В 1929 году был призван в РККА и был направлен в летную школу. По окончании летной школы направлен в Морскую летную школу инструктором, где проработал до 20 мая 1933 года. С июля 1933 года Асямов работает пилотом в Восточно-Сибирском Управлении В.Ф. Выписки из личного дела Асямова С. А. Проходил службу в Красной Армии с 1929 по 1933 годы. По окончании в 1931 г. Ейского военно-морского авиационного училища молодой офицер Асямов получил специальность летчик-инструктор и ему было предложено остаться в этом же училище на преподавательской должности. В 1933 году он поступил на службу в Гражданский Воздушный Флот и с 1935 года служил в Ленской авиационной группе Главного Североморского пути, где в условиях заполярного круга проявил себя как настоящий профессионал и знаток своего дела. Лётные характеристики: Летает на самолетах: МР-1, У-2, Р-5,Ф-13, 1С-4 (?), Л-5, АНТ-7.Настойчив, требователен, исполнителен.В воздухе дисциплинирован. Технически грамотен, развит, за выполнение плана борется. Излишне смел, хладнокровен, самоуверен. Политически развит, но недостаточно. Работает над собой. Имеет желание продолжать образование. Аварий и взысканий нет. Должности пилота 1 класса соответствует. С началом Великой Отечественной войны Сергей Александрович, как опытный летчик был назначен командиром корабля 746-го авиационного полка дальнего действия. 10 августа 1941 года в составе группы бомбардировщиков, Асямов участвовал в знаменитом рейде на Берлин - первой в истории Великой Отечественной войны авиационной боевой операции в глубоком тылу противника 29.04.42 г. погиб при подготовке к вылету Молотова в США. Важным вопросом ВОВ была проблема открытия Второго фронта в Европе. Правительства государств антигитлеровской коалиции долго вели переговоры по этому вопросу. Весной 1942г. было решено на высшем уровне организовать встречу для обсуждения деталей будущей военной операции союзников, урегулирования вопросов, связанных с ней и организации военной и гуманитарной помощи воюющим странам. В советской ставке пришли к выводу, что наиболее выгодный и безопасный маршрут, хотя он проходил через линию фронта, из Москвы в Вашингтон через Исландию и Канаду. Командиром экипажа был назначен С.А. Асямов. Осуществлён тяжелый и очень опасный перелет по маршруту Москва - Великобритания - Исландия - Канада - США c советской дипломатической миссией на борту в мае 1942. Об этом героическом перелете написано много статей и снят не один документальный фильм. Но остается практически незамеченным другой эпизод этой истории. За несколько недель до полета министра иностранных дел СССР, экипаж ТБ-7, под командованием майора Асямова С.А., в состав которого также входил второй пилот Э. К. Пусэп, штурманы С. М. Романов и А. П. Штепенко, бортинженеры С. Н. Дмитриев и А. Я. Золотарев, осуществил "тренировочный" перелет из Москвы в Англию, с целью проверки его возможности и безопасности. Здесь, в английском небе, в 200 километрах от Йоркшира, 30 апреля 1942 года произошла катастрофа, которая чуть не изменила ход Второй мировой войны. О тренировочном перелёте: После более чем 7-ми часового полета, 29 апреля Асямов приземлил бомбардировщик на военном аэродроме Тилинг в Шотландии, крупной базы ВМФ Великобритании. Мгновенно самолет секретной миссии был окружен любопытными британскими пилотами и техниками. Летчиков Королевских Военно-воздушных Сил (R.A.F) заинтересовал советский ТБ-7, тем более, что лучшие английские и американские самолеты дальнего следования по всем летно-техническим параметрам уступали нашим. Такого высокого класса машин английские ВВС еще не имели. Союзники решили показать русскому пилоту свою боевую технику в Ист-Форчуне. На обратном пути в Лондон «Фламинго» воспламенился в воздухе и развалился на части. Все десять человек, находившихся на борту, погибли - английский экипаж, два офицера и три члена советской военной миссии. Погиб майор Асямов, всеобщий любимец, замечательный человек, летчик «чкаловского типа»… Говорят, что гибель Асямова произвела сильное впечатление на Сталина. Почему погиб Асямов? Здесь много неясного. В английском руководстве, не были заинтересованы в визите советского представителя. Немецкая разведка таким образом пыталась сорвать переговоры, тем самым отодвинуть открытие второго фронта. Советско-английская комиссия под председательством Генерального инспектора Вернона Драуна установила: "Причиной катастрофы явился внутренний деффект двигателя, его разрушение и последующий взрыв паров топлива, приведший к развалу крыла". По другой версии: техническая неполадка самолёта. Но самолеты этой модели эксплуатировались в период с 1939 до 1950 года, и по статистике, признаны одними из самых надежных. Члены комиссии отметили, что ни признаков диверсии, ни саботажа в этой аварии обнаружено не было. Поэтому 3 и 4 версии не выдерживают критики. В результате катастрофы погибли четыре члена экипажа D.H.95 "Фламинго" и все пассажиры - трагедия унесла жизни десяти человек. В их числе были: командир советского бомбардировщика майор Асямов Сергей Александрович, члены советской военной миссии в Великобритании: помощник главы военной миссии по вопросам авиации полковник Григорий Петрович Пугачев, помощник военного атташе майор Борис Филиппович Швецов, секретарь миссии военный инженер 2 ранга Петр Иванович Баранов, офицер связи воздушного министерства Ф.В. Вильтон (Wilton Francis William), офицер связи подполковник Эдвардс (Edwards Kenneth Wykeham), старший пилот Дж. Рэмзи (J. Ramsay), сержант Джеймс Смит (James B Smith), сержант Алан Стрип (Alan J Stripp) и техник Джеймс Люис (James Lewis). В связи с высоким уровнем секретности операции, английская пресса того времени не освещала этого трагического события. Никаких данных о погибших летчиках и членов Советской военной миссии не удалось найти в Британском архиве и архиве Имперского военного музея. Вероятно, эти документы до сих пор находятся под грифом "Секретно". Средства массовой информации не освещали события, связанные с катастрофой. Вызывает сожаление тот факт, что ни один из доступных источников не указывает на место захоронения Героя Советского Союза Сергея Александровича Асямова и погибших вместе с ним членов Советской военной миссии в Великобритании. Это до сих пор засекреченный факт. 6 июня 1944 года началась операция союзников "Оверлорд" по высадке десанта в Нормандии. Второй фронт в Европе был открыт. Немалый вклад в эту большую и важную работу, внесли не только правительства государств-союзников, но и простые советские летчики, рисковавшие своими жизнями для нашего общего дела - Победы. Память и награды: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Асямову Сергею Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалью "Золотая Звезда". На торжественном собрании 45-й авиадивизии было принято постановление ходатайствовать о навечном зачислении майора С. А. Асямова, удостоенного Золотой Звезды Героя посмертно, в списки 746-го авиаполка. В Хатанге (Красноярский край) на вечном приколе стоит малый ледокол с паровым двигателем "Летчик Асямов". Именем Героя названа улица в посёлке городского типа Зырянка Верхнеколымского района Якутии и бухта в море Лаптевых на полуострове Таймыр. 29 апреля 2012 года, в местечке Грейт Узбурн, недалеко от места падения самолёта, торжественно были открыты мемориальные таблички в память о погибших в небе над этим городом экипаже DH95 “Flamingo” R2764 и находящихся на его борту пассажиров.
______________________ Источники:- podvignaroda.ru - http://pobeda.krskstate.ru/oborona/part2_3
|
С.А. Асямов, 1940г. С.А. Асямов с летчиками
DH95 “Flamingo” R2764 С.А. Асямов, 1936 г.
Корабль Асямов USS AG-57 (Soviet Letchik Asyamov) on 16 November 1944. Наградной лист орденом "Красного Знамени" Наградной лист "Героя Советского Союза" Свидетельство о смерти Асямова С.А. |