Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?



Сведения о СОШ № 19

Полезные ссылки

Антикоррупция

Отчет о мероприятиях по противодействию коррупции

Проектное управление

План мероприятий, направленных на формирование экологической культуры школьников в  области обращения с ТБО 

Результаты независимой оценки качества
 оказания услуг организациями

Памятка о предоставлении бесплатных путевок детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей 


Директор школы № 19 
Шкодина Инна Михайловна
раб. тел. 244-48-97 


   

















Сергей Александрович Асямов

Герой Советского Союза 

1907- 1942 


Из автобиографии. 1 июля 1936 года.

Дата рождения 30 ноября 1907 года. Красноярск.

Родился в 1 ноября 1907 г. в городе Красноярск в рабочее-крестьянской семье. Отец - до и после Октябрьской революции работал стрелочником и позднее заместителем начальника станции. Мать домохозяйка. 

В 1914 году поступил в железнодорожную школу в Красноярске где окончил 9 групп. 

В 1928 году окончил курсы по подготовке ВТУЗ. 

В 1929 году был призван в РККА и был направлен в летную школу. По окончании летной школы направлен в Морскую летную школу инструктором, где проработал до 20 мая 1933 года. 

С июля 1933 года Асямов работает пилотом в Восточно-Сибирском Управлении В.Ф. 


Выписки из личного дела Асямова С. А.

Проходил службу в Красной Армии с 1929 по 1933 годы.

По окончании в 1931 г. Ейского военно-морского авиационного училища молодой офицер Асямов получил специальность летчик-инструктор и ему было предложено остаться в этом же училище на преподавательской должности.  

В 1933 году он поступил на службу в Гражданский Воздушный Флот и с 1935 года служил в Ленской авиационной группе Главного Североморского пути, где в условиях заполярного круга проявил себя как настоящий профессионал и знаток своего дела.

Статья в газете

Лётные характеристики:

Летает на самолетах: МР-1, У-2, Р-5,Ф-13, 1С-4 (?), Л-5, АНТ-7.Настойчив, требователен, исполнителен.В воздухе дисциплинирован. 

Технически грамотен, развит, за выполнение плана борется. Излишне смел, хладнокровен, самоуверен.  Политически развит, но недостаточно. Работает над собой.  

Имеет желание продолжать образование. Аварий и взысканий нет. Должности пилота 1 класса соответствует.

С началом Великой Отечественной войны Сергей Александрович, как опытный летчик был назначен командиром корабля 746-го авиационного полка дальнего действия. 

10 августа 1941 года в составе группы бомбардировщиков, Асямов участвовал в знаменитом рейде на Берлин - первой в истории Великой Отечественной войны авиационной боевой операции в глубоком тылу противника 29.04.42 г. погиб при подготовке к вылету Молотова в США.

Важным вопросом ВОВ была проблема открытия Второго фронта в Европе. Правительства государств антигитлеровской коалиции долго вели переговоры по этому вопросу. 

Весной 1942г. было решено на высшем уровне организовать встречу для обсуждения деталей будущей военной операции союзников, урегулирования вопросов, связанных с ней и организации военной и гуманитарной помощи воюющим странам.  

В советской ставке пришли к выводу, что наиболее выгодный и безопасный маршрут, хотя он проходил через линию фронта, из Москвы в Вашингтон через Исландию и Канаду. Командиром экипажа был назначен С.А. Асямов.   

Осуществлён тяжелый и очень опасный перелет по маршруту Москва - Великобритания - Исландия - Канада - США c советской дипломатической миссией на борту в мае 1942. Об этом героическом перелете написано много статей и снят не один документальный фильм. Но остается практически незамеченным другой эпизод этой истории.

За несколько недель до полета министра иностранных дел СССР, экипаж ТБ-7, под командованием майора Асямова С.А., в состав которого также входил второй пилот Э. К. Пусэп, штурманы С. М. Романов и А. П. Штепенко, бортинженеры С. Н. Дмитриев и А. Я. Золотарев, осуществил "тренировочный" перелет из Москвы в Англию, с целью проверки его возможности и безопасности.

Здесь, в английском небе, в 200 километрах от Йоркшира, 30 апреля 1942 года произошла катастрофа, которая чуть не изменила ход Второй мировой войны. 


О тренировочном перелёте:

После более чем 7-ми часового полета, 29 апреля Асямов приземлил бомбардировщик на военном аэродроме Тилинг в Шотландии, крупной базы ВМФ Великобритании. Мгновенно самолет секретной миссии был окружен любопытными британскими пилотами и техниками. 

Летчиков Королевских Военно-воздушных Сил (R.A.F) заинтересовал советский ТБ-7, тем более, что лучшие английские и американские самолеты дальнего следования по всем летно-техническим параметрам уступали нашим. 

Такого высокого класса машин английские ВВС еще не имели. Союзники решили показать русскому пилоту свою боевую технику в Ист-Форчуне. 

На обратном пути в Лондон «Фламинго» воспламенился в воздухе и развалился на части. Все десять человек, находившихся на борту, погибли - английский экипаж, два офицера и три члена советской военной миссии. Погиб майор Асямов, всеобщий любимец, замечательный человек, летчик «чкаловского типа»… Говорят, что гибель Асямова произвела сильное впечатление на Сталина. 


Почему погиб Асямов?

Здесь много неясного.

В английском руководстве, не были заинтересованы в визите советского представителя.

Немецкая разведка таким образом пыталась сорвать переговоры, тем самым отодвинуть открытие второго фронта.

Советско-английская комиссия под председательством Генерального инспектора Вернона Драуна установила: "Причиной катастрофы явился внутренний деффект двигателя, его разрушение и последующий взрыв паров топлива, приведший к развалу крыла".

По другой версии:  техническая неполадка самолёта.

Но самолеты этой модели эксплуатировались в период с 1939 до 1950 года, и по статистике, признаны одними из самых надежных. Члены комиссии отметили, что ни признаков диверсии, ни саботажа в этой аварии обнаружено не было. Поэтому 3 и 4 версии не выдерживают критики.

В результате катастрофы погибли четыре члена экипажа D.H.95 "Фламинго" и все пассажиры - трагедия унесла жизни десяти человек. 

В их числе были: командир советского бомбардировщика майор Асямов Сергей Александрович, члены советской военной миссии в Великобритании: помощник главы военной миссии по вопросам авиации полковник Григорий Петрович Пугачев, помощник военного атташе майор Борис Филиппович Швецов, секретарь миссии военный инженер 2 ранга Петр Иванович Баранов, офицер связи воздушного министерства Ф.В. Вильтон (Wilton Francis William), офицер связи подполковник Эдвардс (Edwards Kenneth Wykeham), старший пилот Дж. Рэмзи (J. Ramsay), сержант Джеймс Смит (James B Smith), сержант Алан Стрип (Alan J Stripp) и техник Джеймс Люис (James Lewis).

В связи с высоким уровнем секретности операции, английская пресса того времени не освещала этого трагического события. Никаких данных о погибших летчиках и членов Советской военной миссии не удалось найти в Британском архиве и архиве Имперского военного музея. Вероятно, эти документы до сих пор находятся под грифом "Секретно". 

Средства массовой информации не освещали события, связанные с катастрофой.  Вызывает сожаление тот факт, что ни один из доступных источников не указывает на место захоронения Героя Советского Союза Сергея Александровича Асямова и погибших вместе с ним членов Советской военной миссии в Великобритании. Это до сих пор засекреченный факт.

6 июня 1944 года началась операция союзников "Оверлорд" по высадке десанта в Нормандии. Второй фронт в Европе был открыт. 

Немалый вклад в эту большую и важную работу, внесли не только правительства государств-союзников, но и простые советские летчики, рисковавшие своими жизнями для нашего общего дела - Победы.

  

Память и награды:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Асямову Сергею Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалью "Золотая Звезда".

На торжественном собрании 45-й авиадивизии было принято постановление ходатайствовать о навечном зачислении майора С. А. Асямова, удостоенного Золотой Звезды Героя посмертно, в списки 746-го авиаполка.

В Хатанге (Красноярский край) на вечном приколе стоит малый ледокол с паровым двигателем "Летчик Асямов".

Именем Героя названа улица в посёлке городского типа Зырянка Верхнеколымского района Якутии и бухта в море Лаптевых на полуострове Таймыр.

29 апреля 2012 года, в местечке Грейт Узбурн, недалеко от места падения самолёта, торжественно были открыты мемориальные таблички в память о погибших в небе над этим городом экипаже DH95 “Flamingo”  R2764 и находящихся на его борту пассажиров.











 ______________________

Источники:
 -podvignaroda.ru
-http://pobeda.krskstate.ru/oborona/part2_3


 

 

С.А. Асямов, 1940г.

С.А. Асямов с летчиками


DH95 “Flamingo”  R2764

С.А. Асямов, 1936 г.

Корабль Асямов USS AG-57 (Soviet Letchik Asyamov) on 16 November 1944.

Наградной лист орденом "Красного Знамени"

Наградной лист "Героя Советского Союза"

Свидетельство о смерти Асямова С.А.