Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?



Героическая летопись


Гимн Железнодорожного района

Загрузка плеера



Железнодорожному району - 35! 

Площадь: 11 кв. км

Население по данным переписи населения на 2010 г.: 93 529 чел. 

29 ноября 1979 года с Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании Железнодорожного района в городе Красноярске Красноярского края за счет территории Октябрьского района» начинается новейшая история самого молодого района Красноярска – Железнодорожного района. 

Границы Железнодорожного района простираются от железнодорожного моста реки Енисей по Западной стороне центральной магистрали до ул. Красной Звезды, по переулкам  Нефтяному, 3-ему Гремячему, ул. Л. Кецховели, проспекту Свободному, улице Телевизорной, по границе Хладокомбината и Товарного двора ст. Красноярск до железнодорожных путей Красноярского алюминиевого завода, реки Кача и улицы Горького.  Улица Л. Кецховели четко разделяет Железнодорожный район с Октябрьским, а ул. Горького служит границей с Центральным районом.

Железнодорожный район расположен значительной частью в историческом центре Красноярска. Это ворота города – каждый день десятки тысяч красноярцев и гостей столицы края, путешествующих железнодорожным транспортом, начинают свое знакомство с городом с перронов одного из красивейших зданий – здания железнодорожного вокзала. Реконструированный вокзал и большая привокзальная площадь, украшенная фонтанами, являются достопримечательностью и гордостью района и всего Красноярска.

В Железнодорожном районе 132 улицы – 32 из них носят имена известных деятелей общественно-политической жизни, науки, литературы и искусства, таких как Ломоносов, Луначарский, Маерчак, Демьян Бедный, Фрунзе, Роза Люксембург, Яковлев,  Калинин и др.

Железнодорожный район – средоточие архитектурных и исторических памятников Красноярска. Всем известны дом-музей Петра Красикова на перекрестке, зал органной музыки с великолепной акустикой и строгим интерьером (римско-католический костел, построен в 1911 г.). В 1977-м году был установлен монументальный обелиск на братской могиле борцов за советскую власть на Красной площади Красноярска.

Здесь, у Вечного огня, был постоянно действующий пионерско-комсомольский Пост №1. (фото 1, 2, 3)

По словам руководителя администрации Железнодорожного района Юрия Савчука, в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, будет реконструирована Красная площадь. В частности, здесь вновь откроют законсервированный фонтан. 

В Железнодорожном районе популярны и культивируются самые разнообразные виды спорта. На его территории расположены спорткомплексы «Сибиряк» и «Энергия». Первые шаги к большому спорту здесь делали победители и призеры международных соревнований А. Ковригин, С. Путинцева, Т. Руйга, Е. Овчинников.

Послушать музыку, посмотреть спектакль и просто отдохнуть в Железнодорожном районе можно в 13 учреждениях культуры, в том числе в Музыкальном театре, который уже отметил свой 50-летний юбилей, и по-прежнему любим и посещаем публикой, а также во Дворце культуры железнодорожников – одном из старейших культурных учреждений города. Дворец был открыт еще в 1936 году. В 1941 году здесь формировались и уходили на фронт комсомольские лыжные батальоны. 

И сегодня, сохраняя все лучшие традиции, ДК железнодорожников держит планку одного из самых успешных и востребованных горожанами мест проведения досуга. Особенно здесь любят собираться люди старшего поколения: ветераны войны и труда.

В Железнодорожном районе Красноярска расположен парк имени Юрия Гагарина. Парк назван в честь первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, который в 1963 году побывал в Красноярске и посадил в этом месте берёзу.(фото 4,6)

Парк является центральным местом для проведения различных мероприятий Железнодорожного района. Здесь проходит районная Новогодняя елка, выставки и мероприятия, проводимые администрацией и отделом молодежной политики Железнодорожного района.

В парке проходят мероприятия, посвященные Дню космонавтики, игровые программы для детей.
В 2009 году накануне Дня Победы в парке была заложена именная аллея Памяти ветеранов. 9 мая ветераны ВОВ с учащимися школ района высаживают именные деревья.(фото 5, 7)

В 60-70 годы в стране развивается движение «Красных следопытов», и одним из известных в крае руководителей стал учитель истории  школы №86 Иван Иванович Соколов.(фото 8)

С 1990 года начинается летопись поискового движения Красноярского края, которое зародилось в Железнодорожном районе в школе №19. Впервые сводный городской поисковый отряд «Красноярец» принял участие во Всесоюзной Вахте памяти в Смоленской области, где воевала красноярская 119 стрелковая дивизия. (фото 10, видеоролик 10а)

2015 год - поисковому движению Красноярского края – 25 лет!

С 2008 года в Красноярском крае вводится ритуал вручения дубликатов знамён красноярских воинских формирований по итогам краевого фестиваля школьных музеев. Первым и единственным в Железнодорожном районе получил право на хранение знамени и прохождения с ним 9 мая на параде народный музей «Память» МБОУ СОШ №19.

Это знамя 17-я гвардейской Краснознаменной ордена Суворова II степени Духовщинско-Хинганской стрелковой дивизии.

2010 – 27 апреля на здании старой 19-й школы, где размещался в годы ВОВ эвакогоспиталь №984, была открыта мемориальная доска.(фото 11, 12)

2013 год – открытие мемориальной доски ученице школы №19 Лиде Прушинской на улице, которая носит её имя. Лида Прушинская посмертно награждена медалью «За отвагу на пожаре».(фото 13, 14, 15)


Любимый Красноярск


Клонится лето к закату,
В кронах желтеет листва.
Словно любимому брату,
Городу шепчут слова: 
«Здравствуй… Прощай…
До свиданья…
Ты всё такой же…другой…
Вот и знакомое здание,
Львы и фонтан голубой»
Осень – пора переездов, 
Жизненных вех, перемен.
Осень, как будто невеста,
Душу берущая в плен.
В море бросают монету, 
Чтобы вернуться потом.
С городом делят секреты,
Чтобы хранить их вдвоём.


 Анатолий Седельников, 

1941 г.


Промышленность

ФГУП НПП «Радиосвязь»

21 июля 1941г. постановлением Совнаркома СССР часть Ленинградского завода №327 и НИИ-9 были эвакуированы в г. Красноярск. В составе завода прибыло 154 чел. рабочих, ИТР и 95 единиц оборудования.

Завод был расположен на площадях Лесотехнического института.

16 августа 1941г. вышел первый приказ директора завода Блескина А.П. об организации работ на заводе. Этот день стал считаться «Днем рождения завода».

В годы войны коллектив завода пополнялся учащимися 9-10 классов и жителями г. Красноярска. Работали под девизом «Всё для фронта», «Всё для Победы». Выпускаемая продукция отправлялась на фронт. Это были радиомаяки «Колба», СПУ (самолетно-переговорные устройства), приемники различных типов: «Шар-КВ», «РК-6», «Диск», «Эфир», «Призма» и другие.

За особые заслуги в области освоения и выпуска радиоаппаратуры новейших разработок, завод в 1975г. награждается орденом Трудового Красного Знамени, 154 работника получили правительственные награды, слесарю Широкову Владимиру Тимофеевичу присваивается звание Героя Социалистического труда, а ведущие специалисты Гуревич Б.И., Жиганов О.А., Красов Л.А., Овчинников Н.М. удостоены звания Лауреатов Государственной премии, Тараненко В.Г. – звания Лауреата Ленинской премии.

Овчинников Николай Михайлович – выпускник школы №19. (фото 16, 17)

После войны заводы принимали в свои ряды участников войны. Среди них был Александр Иванович Бебриш. В 1946 году Александр Иванович устроился на завод 327 или, как его еще называли “почтовый ящик № 1. Работал на производстве, дорос до начальника цеха, а в 1957 году был избран председателем заводского комитета профсоюза. (фото 18, 19)

Кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны II степени, награждённый медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», Александр Иванович долгое время возглавлял Совет ветеранов Железнодорожного р-на г. Красноярска. Фронтовая закалка и большая жизненная школа помогли ему в работе не только с ветеранами. Он стал большим другом ребят нашей 19-й школы. 

Железнодорожные мастерские были самым крупным предприятием не только города Красноярска, но и всей Енисейской губернии. 

В 1932 году мастерские получили статус предприятия союзного значения, став паровозовагоноремонтным заводом. 

В 30-ые годы прошлого столетия на предприятии велось большое строительство: новые цеха, котельная, заводоуправление, расширялась производственная номенклатура. Вплоть до Великой Отечественной войны Красноярский ПВРЗ оставался самым крупным предприятием города. В это время здесь трудилось около 3000 человек.

Во время войны на заводе производилась военная продукция: минометы и крупнокалиберные снаряды для пушек, было изготовлено пять бронепоездов, которые ушли на фронт в составе 29 Красноярского бронедивизиона. 

Одной из задач предприятия было формирование и отправка на фронт санитарных, прачечных и технических поездов специального назначения. Из мирной продукции во время войны ремонтировали только паровозы.

 

Ряшина Соломея Демидовна

1924 — 2003

В годы войны, когда мужчин отправили на фронт, Ряшина Соломея в 17 лет пошла работать сварщицей на ПВРЗ. Профессия, конечно, более мужская,  но она не побоялась выбора и до конца жизни проработала на этой должности. Через пять лет  она была уже ударником производства. 

В 1971 году Соломее Демидовне была вручена Звезда Героя  Социалистического Труда за безупречную работу за все время. На пенсию она вышла со всевозможными наградами от предприятия и мэрии города Красноярска. 

Она была частым гостем на различных конференциях, в школах, где всегда её слушали с интересом. В 1978 Ряшина Соломея Демидовна удостоина  звания «Почетный гражданин  города Красноярска». (фото 20)

За особые заслуги перед Родиной и ударную работу в годы Великой отечественной войны в 1945 году Красноярский ПВРЗ был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а переходящее Знамя Обороны было передано заводу на вечное хранение, т.к. в течение 11 месяцев 1945 года завод занимал первое место. 

За особые заслуги перед Родиной более 600 заводчан были награждены в 1945 году орденами и медалями.

В 70-ые годы закончилась «паровозная эпоха» предприятия. 30 декабря 1971 года ушел из ремонта последний паровоз. Приказом МПС СССР от 29 апреля 1971 года завод получил название «электровагоноремонтный», стал ремонтировать электропоезда переменного тока, цельнометаллические пассажирские вагоны, тяговые двигатели и колесные пары.

До недавнего времени работал и  «Красноярский завод комбайнов», который за вклад в великую Победу награждён орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

Созданный на базе эвакуированных во время Великой Отечественной войны Запорожского завода «Коммунар» и Люберецкого завода им. А.В. Ухтомского, был лидером российского сельскохозяйственного машиностроения.

Почти половина всей зерноуборочной техники России производилась на красноярском заводе, продукция завода пользовалась большим спросом за рубежом.

Объем отгруженных товаров собственного производства в 2011 году:

- комбайны - 300 шт. на сумму 560 млн.рублей.

- жатвенные части - 309 шт. на сумму 86 млн.рублей.

Совсем молодыми пришли на завод Баяндина Галина Ивановна и Бернталь Геннадий Игнатьевич. Так эта дружная семейная пара и проработала вместе на заводе до пенсии.(фото 21, 22)


Ермолаев Степан Александрович - Герой Социалистического труда. Слесарь-модельщик Красноярского комбайнового завода.

1944 год – близился день Победы. После окончания ремесленного училища И-3 пришел на комбайновый завод 15-летним мальчишкой Степан Ермолаев.  Завод приступил к выпуску деталей комбайна «Коммунар». У слесарного станка стоял ящик, на который впервые он встал с напильником в руках. И с тех пор на протяжении 55 лет у Степана Александровича одна запись в трудовой книжке образца 1930 года: слесарь. (фото 23)

 

***

Один из старых заводов Железнодорожного района – «Первый кирпичный завод». Разве можно представить быстро развивающееся строительство без его продукции. В 50-е годы руководство заводом возглавил Кикинадзе Владимир Николаевич, участник ВОВ, выпускник школы №19. (фото 24)

По Железнодорожному району в рамках проекта «Народный бюджет» было обозначено 247 объектов в области социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, а также дорожного строительства. За три года, с 2008 по 2011, заявленные объекты реализованы! 

В их числе:

В ноябре 2008 года после капительного ремонта был открыт подземный переход на проспекте Свободный, в районе остановки «Красномосковская».

В августе 2010 года на улице Маерчака открылся первый за Уралом, специализированный стадион для игры в регби «Красный яр». 

На бывшем стадионе «Торпедо» была проведена  реконструкция: построена современная трибуна на 3 тысячи 200 зрителей, которая на случай непогоды оснащена козырьком, полностью изменена дренажная система игрового поля, отремонтирован спортзал.

20 сентября 2011 года на улице Пушкина,11 открылся новый детский сад на 275 мест. В парке Гагарина 9 мая ветераны ВОВ с учащимися школ района высаживают именные деревья.

Самым ожидаемым событием для Красноярска и района станет возведение еще одного моста через Енисей. Он соединит левый и правый берег в районе улицы Копылова и микрорайона Пашенный.

 

Из истории района 

Так странно распорядилась судьба, что самый старый (с Центральным) район города Красноярска по Указу 1979 года оказался самым молодым.

Но мы не забыли его историю. 

Мощным импульсом для развития Енисейской губернии и Красноярска явилось строительство Великой Транссибирской магистрали. 6 декабря 1895 года в Красноярск прибыл первый поезд. 

Годом позже на 711 версте Средне-Сибирской железной дороги были построены станционные пути, возведено здание вокзала, депо, кузницы, мастерских, общая площадь которых составила полторы квадратных версты.(фото 26)

30 августа 1896 года в присутствии губернского и городского начальства, представителей духовенства неподалеку от Афонтовой горы произошла закладка железнодорожного моста через Енисей, строительство которого по тем временам шло достаточно быстро. В августе 1898 года по нему прошел первый поезд до Иркутска. Таким образом были соединены сквозным железнодорожным движением Средняя и Восточная Сибирь. (фото 27)

В 1900 году в Париже на Всемирной выставке достижений науки и техники проект Е.К. Кнорре получил Гран-При и золотую медаль. Благодаря железнодорожному мосту просвещенной Европе стало известно об отдаленном сибирском городе Красноярске.  

Активное строительство железной дороги в конце 19 века привлекло в город сотни и тысячи переселенцев. Красноярск начал расширяться, возникли новые слободы «Нахаловка», «Таракановка», «Алексеевка», «Николаевка». В Николаевке и Алексеевке жили рабочие Железнодорожных мастерских и, не случайно, здесь зародились марксистские кружки. 

Демонстрация рабочих ж/д мастерских.

Слободы шагнули далеко за линию железной дороги на южные окраины города. Сейчас это микрорайоны улиц Копылова, Менжинского, Ладо Кецховели.

Через Красноярск прошли все этапы политсылки, первыми из которых были декабристы.  В Красноярске жил Василий Львович Давыдов с семьей, дом которого на долгие годы стал центром культурной жизни города. Давыдов выстроил домик с мезонином на углу улицы Воскресенской и Батальонного переулка (пр.Мира и ул.Декабристов). В этом доме появился первый в городе клавесин.

С железнодорожного вокзала уходили бойцы на 1-ю Мировую войну. Вокзал первым встречал геологов-первооткрывателей полезных ископаемых Красноярского края, строителей.

В 1933-1934 годах  некоторые  школы города Красноярска, в том числе и школа №19, переходят на 10-летнее обучение.

В 1935 году состоялся первый выпуск 10-го класса полной средней школы №19.(фото 25)

   ***

Девятнадцатая школа 

Мы по жизни пойдём по отцовским заветам, 
Отдавая все силы любимой стране. 
Ни суровой зимой и ни солнечным летом 
Не забыть нашу школу в родной стороне. 

Красноярская школа и первый урок, 
Вы нам открыли столько дорог. 
Годы бежали - и нас провожает 
Последний звонок. 

Нам лететь далеко по космическим трассам. 
На дорогах мечты нашей песне звенеть. 
И клянёмся сейчас нашей школе всем классом, 
Что за нас никогда не придётся краснеть. 

И останутся в памяти вечер весёлый, 
И директора слово - в дорогу наказ. 
До свиданья, любимая красноярская школа, 
По хорошим делам ты услышишь о нас. 

Анатолий Седельников
1941 г.

***


25 июня 1938 года

На основании Постановления Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета в Красноярске образован Кагановичский (в будущем Октябрьский) район. В те годы в его границы входила и та территория, на которой сегодня располагается Железнодорожный район, включая вокзал и всю инфраструктуру по обслуживанию красноярской железной дороги, а также Красноярский завод лесного машиностроения.

1941—1945 годы

Вся деятельность района направлена на борьбу с фашистскими оккупантами. Только школа военных техников Красноярской железной дороги подарила стране шесть Героев Советского Союза, около 200 орденоносцев.

В 1961г. закончилась электрификация Сибирской железной дороги на участке Мариинск-Тайшет. Это уведичило грузооборот, дало экономию топлива и облегчило труд железнодорожников. В те же годы была построена железная дорога краевого значения Красная сопка - Кия-Шалтырь. Подъездные пути достигли Саяно-Шушенской  и Красноярской ГЭС, АГК. 

В 1978г. Красноярская железная дорога выделилась из состава Восточно-Сибирской. В 1980г. ее протяженность превысила более 3000 км.

В ноябре 1979 года Октябрьский район был разделен на два — от него отошел Железнодорожный район. 

Железнодорожный район располагает достаточным промышленным потенциалом и развитой инфраструктурой.

Промышленный комплекс включает в себя  крупные и средние предприятия, основными из которых являются Красноярский ЭВРЗ, ФГУП «Научно-производственное предприятие «Радиосвязь», ОАО «ПИК «Офсет», ООО «КрасТЭК» и др.

Будущее района невозможно без сохранения и приумножения исторических и культурных ценностей. На территории Дорожной больницы возвышается храм Святого Апостола Луки. Он построен примерно на том же месте, где в конце 19 века, по историческим свидетельствам, была открыта вместе с больницей железнодорожная церковь.

В районе дан новый импульс развитию здравоохранения, образования, молодежной политики и спорта. 








 ________________________

Источники:
- Архив народного музея «Память»
- http://trampie.livejournal.com/97676.html




1. Красная площадь, 9 мая 2014г.


2. 

3. Пост №1 на Красной площади


4.Парк им. Гагарина


5.Именное дерево А.И. Бебриша


6.Береза, которую посадил Ю.А. Гагарин


7. 9 мая в парке им.Гагарина


8.Иван Иванович Соколов, учитель истории СОШ №86, ветеран ВОВ


9.На параде Победы, дубликаты знамен красноярских воинских формирований 


10. Едем на "Вахту Памяти"

Загрузка плеера

10а. "Вахта Памяти"


11. Открытие мемориальной доски 984 эвакогоспиталя


12. Мемориальная доска


13. Открытие мемориальной доски Лидии Прушинской


14. Лида Прушинская


15. Медаль "За отвагу на пожаре" 


16. Николай Михайлович Овчинников


17. Н.М. Овчинников с пионерами в музее СОШ №19 


18. Александр Иванович Бебриш


19. Выступление А.И. Бебриша на линейке 9 мая 2009г.


20.Соломея Демидовна Ряшина


21. Молодежная "фронтовая" бригада. Галина Баяндина в центре.


22. Галина Ивановна и Геннадий Игнатьевич Бернталь


23. Степан Ермолаев, стал Героем Социалистического труда


24. Владимир Николаевич Кикинадзе


25.  1 выпуск ПСШ, 1935г.


26. Железнодорожный вокзал г.Красноярска


27. Мост через Енисей

Железнодорожный район принимает участие в городском  проекте «Арт-набережная»
Военно-патриотический клуб ПУ №19 им. В.П. Астафьева

Районная военно-патриотическая игра «Патриот»

Волонтёры района помогают пожилым людям