Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?



"Все для фронта! Все для победы!"

Война вызвала перестройку работы всех предприятий. Почти на каждом заводе тре­бовалась  коренная  реконструкция  технологического процесса. Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» стал для тружеников тыла главным.


ПВРЗ (в настоящее время ЭВРЗ)

В первый год войны, уже к осени 1941 года на завод были эвакуированы родственные предприятия из Полтавы, Воронежа и Изюма.

ПВРЗ принимал оборудование сразу четы­рех заводов, за четыре месяца сюда поступило более 13 составов с техникой и рабочими. Для скорейшего запуска оборудования выстроили новый цех, увеличили мощность ТЭЦ, расширили инструментальный цех, построили общежитие. К концу 1942 г. на ПВРЗ насчитывалось 20 различных цехов.

Во время войны на заводе производилась военная продукция: минометы и крупнокалиберные снаряды для пушек, было изготовлено пять бронепоездов, которые ушли на фронт в составе 29 Красноярского бронедивизиона. Одной из задач предприятия было формирование и отправка на фронт санитарных, прачечных и технических поездов специального назначения. Из мирной продукции во время войны ремонтировали только паровозы.

Резко повысилась производительность труда, стало посту­пать много рацпредложений. За первые девять месяцев войны ПВРЗ построил сверх плана 26 специальных поездов оборонного значения. За трудовой подвиг коллектив предприятия получил благодарность ГКО. В 1942 г. перевод завода на выпуск военной продукции был завершен. Более 71 % выпускаемых изделий шло непосредственно на фронт. 

ПВРЗ выпускал санитарные, банно-прачечные, дорожно-ремонтные, танкоремонтные поезда, броне­поезда. Одновременно осваивалось производство боеприпасов.

Рост производства проходил на фоне катастрофической нехватки станков, материалов, электроэнергии. Преодолевать трудности помогали энтузиазм, инициатива и творчество всех работников. Так, устраняя острый дефицит металла, рабочие ПВРЗ после 12-часовых смен выходили на субботники и воскресники по сбору металлолома.

За особые заслуги перед Родиной и ударную работу в годы Великой отечественной войны в 1945 году Красноярский ПВРЗ был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а переходящее Знамя Обороны было передано заводу на вечное хранение*, т.к. в течение 11 месяцев 1945 года завод занимал первое место. За особые заслуги перед Родиной более 600 заводчан были награждены в 1945 году орденами и медалями.

Валентин Васильевич Забелинский, 1915 г.р. После окончания красноярской школы №19 ФЗС(фабрично-заводская семилетка) в 1931 году, закончил Железнодорожный техникум – вагонное отделение, работал на ПВРЗ в тех. отделе конструктором. Несмотря на бронь, в 1942 добровольцем ушел в составе 78-й Сталинской стрелковой бригады на фронт. 

Командир взвода ПТР Валентин Забелинский  со своими боевыми товарищами защищал Москву. В одном из боёв был тяжело ранен. 

Умер от ран 30.08.1943, похоронен в с. Спас-Деменский Калужской области.




Станция Красноярск


Паровоз


Минометы на ПВРЗ

Валентин Васильевич Забелинский

Красноярский машиностроительный завод

Опыт боевых действий на море в годы Первой мировой войны показал, что для поражения крупного корабля противника требуется мина весом около 250 килограммов. Производство таких корабельных мин (КБ) осваивал с 1940 г. Красноярский машиностроительный завод, который строился с 1932 г. для производства оборудования, использовавшего в золотодобывающей и угольной промышленности. 

Накануне войны «Красмаш» начал выпуск авиабомб ФАБ-100, ФАБ-250, АБ-500 и корабельных мин.

В начале Великой Отечественной войны производственная база завода была более чем скромной: несколько цехов, около 300 станков. Численность рабочих составляла 2 100 человек, из которых около полутора тысяч в первые дни войны было призвано в армию. С такими ресурсами предстояло сформировать новый оборонный завод. 

В ноябре-декабре 1941 г. сюда прибыло из Ленинграда, Коломны, Калуги, Сталинграда более девяти тысяч рабочих с семьями, поступило промышленное оборудование, материалы. 

Основной про­дукцией завода стали зенитные пушки и минометы. Так, «красмашевской» зенитной пушкой 70-К оснащались все советские кораб­ли — от катера до линкора. За годы войны на некоторых участ­ках фронта 80 % фашистских самолетов сбивалось зенитками, произведенными на «Красмаше». 

Что же касается 120-милли­метрового   полкового   миномета, то в 1941 г. пришло требование усовер­шенствовать его конструкцию, чтобы увеличить выпуск оружия почти в два раза. 

Новая техническая документация была разработана очень быстро, и Нар­комат вооружения приказал начать вы­пуск минометов без изготовления опыт­ных образцов. 

Это был первый случай в практике Наркомата, когда только что разработанные чертежи передавались сразу в серийное производство. Рабо­чие перешли на 11-часовые смены, в два-три раза перевыполняли план, и уже с весны 1942 г. «Красмаш» давал фронту по 500 минометов в месяц.

В начале мая 1942-го на заводе сформировался полк всеобуча в составе двух батальонов. Командиром полка был назначен помощник директора завода И. В. Клеянкин. Занятия проводились по 110-часовой программе вне рабочего времени, два дня в неделю по три часа в день.

 Только за 1942-1944 годы в системе всеобуча было подготовлено: 557 пулеметчиков, 189 бронебойщиков, 98 автоматчиков, 36 снайперов и целый ряд других специалистов военного дела. За успешное обучение пятой очереди (1943 г.) военно-учебный полк завода получил переходящее Красное знамя Ленинского РВК и райкома ВКП (б).

В 1945 году завод уже жил в режиме ограниченной конверсии. Осенью 1944 года началась подготовка к восстановлению производства оборудования для угольной промышленности. Это были универсальная врубовая машина ГВУ и проходческий комбайн ПК-2.




Фугасные авиабомбы на Красмаше


ФАБ-100 на тяжелом бомбандировщике


Зенитная пушка 70-К


120мм миномет

Судоремонтный завод

В 1918 году по решению губисполкома Красноярский затон был переименован в "Государственный затон и мастерские", а позднее в "Красноярский судоремонтный завод".

Во время Великой Отечественной войны на заводе выпускали противопехотные мины, строили речные боевые корабли.

На предприятии № 399 (Красноярский судоремонтный завод) в годы войны производили корпуса катеров-тральщиков, катеров-охотников для ВМФ СССР, отливки корпусов 50-мм. мин и огнеметы ФОГ-2. Масса такого огнемета составляла 52 килограмма, емкость – 25 литров, мог поражать цели на расстоянии до 110 метров.

Для того чтобы обеспечить фронт всем необходимым, использовалась любая имевшая возможность. Даже мастерская, которая изготавливала примусы, перестроила свое производство, освоила выпуск корпусов для 50-мм мин. 

Фабрика кожаных изделий стала шить комплекты вьюков для бойцов, которые с их помощью переносили на спине многокилограммовые минометы.

В самом начале войны по инициативе женщин — работниц судоремонтного за­вода  развернулось   движение   под   лозунгом «Жены - на производство!». Клавдия Гостева в заявлении написала: «Мой муж защищает независимость нашей великой Родины. Прошу принять меня... на завод, буду выполнять любую работу. Я знаю, что и мой труд будет служить делу укрепления обороны страны». Дирекция завода организовала для женщин курсы по наиболее важным специальностям.



Буксир


Огнемет ФОГ-2

Авиаремонтные мастерские
(Красноярский судостроительный завод)

Самолетов, способных летать в условиях Севера, в 30-е годы отечественная промышленность не выпускала, к тому же, Енисейская авиалиния не имела (кроме Красноярска) сухопутных аэродромов, поэтому для полетов на Север использовались небольшие гидросамолеты, у которых летом шасси заменялись поплавками, зимой - лыжами. В народе их называли “летающими лодками”, взлетной и посадочной полосой служила Абаканская протока Енисея. 

В 1934 г. на острове Телячьем (впоследствии о.Молокова) ударными темпами начала строиться главная гидроавиабаза авиалинии. В деле освоения Северного морского пути её строительству придавалось большое значение. Полярные летчики вообще считали Красноярск "воротами Крайнего Севера". Были построены: ангар, бетонные гидроспуски, два плота-причала для приводнения гидросамолетов, складские помещения и другие сооружения.

В двухэтажном бревенчатом доме с верандой на первом этаже разместились: радиорубка, диспетчерская, служебные помещения, на втором — уютная гостиница для летного состава.

Возвращающимся с Севера гидросамолетам требовался ремонт, замена моторов. Нужен был завод, который бы занимался ремонтом и, кроме того, приспосабливал бы обычные самолеты к работе на Севере. Такой завод было решено построить в Красноярске, в составе гидроавиабазы. 

Строительство требовало времени, поэтому в январе 1934 г. временно были открыты небольшие авиамастерские на левом берегу Енисея (ул. Дубровинского, 20). Все производство разместилось в двух деревянных ангарах и жилом доме, переоборудованном под производственные нужды. 

Поэтому было принято решение строить завод отдельно от гидроавиабазы, на правом берегу Енисея.

Началось строительство, и в июле 1938 г., когда был сдан в эксплуатацию первый ангар, в него перебазировалась часть цехов. В 1940 г. были сданы второй ангар и заводоуправление, и завод полностью переехал на правый берег.

Война внесла кардинальные изменения и в деятельность полярной авиации Главсевморпути. К 1941 году в ее составе находилось в эксплуатации 150 самолетов.

С первых же дней войны 54 человека летного состава ушли добровольно на фронт, в их числе С.А.Асямов, М.В. Водопьянов, Э. Пусэп, А.Н. Тягунин, А.П. Штепенко и др.

В связи с тем, что в 1941 г. 72 % летного состава Красноярского транспортного авиаотряда ( вместе с самолетами и летным и инженерно-техническим составом), енисейский авиаотряд и абаканское отдельное звено убыли на фронт, практическое обеспечение воздушных перевозок Красноярского края осуществляла полярная авиация.

Енисейская авиагруппа обеспечивала только перевозки, имеющие большое народно-хозяйственное значение. Доставка грузов, в основном, производилась для треста «Енисейзолото», и обогатительной фабрики «Соврудник». Завозили также продовольствие, товары для коллектива Пит-городка. 

В результате, по сравнению с 1940 годом отправка грузов в 1941 году возросла на 148 % при снижении пассажирских и почтовых перевозок. Большой объем (1 435 часов) был выполнен на патрулировании, аэротоксации, обследовании лесов и на полеты по санитарным заданиям ( 2043 часа). За год было сэкономлено 31, 2 т авиабензина и масла.

Игарская авиагруппа обслуживала две авиалинии: Игарка-Диксон, Игарка – мыс Косистый, общей протяженностью 2 860 км. За 1941 год ей было перевезено 4 522 пассажира, 35 т почты и 346 т грузов.

С 1942 года Енисейская и Игарская авиагруппы, кроме перевозок для Главсевморпути , основным заданием имели обеспечение Норильскстроя и ГМК авиаперевозками.

Постоянная эксплуатация самолетов в тяжелых условиях требовала постоянного ремонта самолетов. Авиаремонтные мастерские работали круглосуточно и обеспечивали работоспособность техники.

После войны  авиаремонтные  мастерские были перепрофилирован с авиаремонта на судостроение.

Уже в 1946 г. строятся мореходные катера мощностью 300 лс — «РБТ» (рейдово-буксирый теплоход) проекта 378, которые работали на всех реках Союза, на строительстве Ассуанской ГЭС в Египте, в составе китобойной флотилии в Антарктиде. 

Всего за 1949—1962 гг. было выпущено 393 единицы.

За всю свою почти 70-летнюю историю Красноярский судостроительный завод прошел славный путь от строительства и ремонта «летающих лодок», так в тридцатые годы называли гидросамолеты, до строительства кораблей большой грузоподъемности смешанного района плавания «река-море». 

На заводе было построено 598 самоходных и 539 несамоходных судов. Если выстроить в одну линию все суда, построенные на заводе, то они вытянулись бы на 70 км.

Красноярский судостроительный завод внес большой вклад в пополнение флота и развитие судоходства на Енисее.

Красноярского судостроительного завода больше не существует. Время и перестройка сделали свое дело, но завод внес большой вклад в историю Енисея и отечественного судостроения.






Первые авиаремонтные мастерские


Здание гидроавиабазы


Спуск самолета на воду


Гидросамолет ЮГ1


Гидросамолет


Судостроительный завод



Судостроительная верфь

Суда судостроительного завода

Заводы и артели в г. Канске

Та же картина была и на других предприятиях. В Канске ра­бочие лесозавода в течение нескольких дней перестроили работу предприятия — стали заготавливать детали для понтонов, тару для боеприпасов, пиломатериалы для флота, лыжи и т. д. 

Ар­тель «Сибиряк» начала катать валенки для бойцов. Мельничные комбинаты поставляли на фронт муку и крупу, промкомбинат — шапки, рукавицы, белье.

Работники промартели «Чугунолитейный завод» приняли ре­золюцию, в которой обязались: «...удвоить производительность труда, работать по-стахановски и выпускать продукцию отлич­ного качества».

Работали на армию и предприятия, вступившие в строй в годы войны. В их числе Канский биохимический завод, выдавший в 1943 г. первый спирт. 

На базе эвакуированного оборудования Высоковской прядильно-ткацкой фабрики заработало 89 ткацких станков. 

Из Краснодарского края в Канск поступило металорежущее оборудование, ставшее основой завода по изготовле­нию запчастей к сельхозтехнике. Кроме того, уже в 1942 г. заводчане ремонтировали тягачи для фронта.

Вместе с оборудованием в Канск прибыли и сотни специалис­тов. Днем и ночью не прекращались работы по строительству зданий для эвакуированных предпри­ятий и монтажу оборудования. Ноч­ные работы проводились при свете кос­тров, потому что электрической энер­гии едва хватало на пуск станков. По­этому решили срочно расширять цен­тральную электростанцию, что и было сделано в короткие сроки.

Чтобы обеспечить фронт всем необходимым, использовалась любая возможность. Даже небольшие кустарные мастерские перестраивались на военный лад. 

Валенки для фронта
Заготовка леса для строительства
Эвакуированная Высоковская прядильно-ткацкая фабрика

Норильский горно-металлургический комбинат

Не менее напряженными темпами шло строительство Норильского горно-металлургического комбината. 

29 апреля 1942 года комбинат выдал первую тонну высококачественного никеля, в котором нуждалась металлургическая промышленность, выпускающая продукцию для фронта. Полярные летчики доставляли из Красноярска в Норильск грузы для комбината. А оттуда вывозили выплавленный металл. 

Пилоты часто умудрялись садить свои ТБ-1 прямо у стен корпусов оборонных заводов. И тогда продукция Норильска прямо с борта самолета шла в заводские цеха.Так "воздушный мост" соединил комбинат с фронтом.

Вступили в строй цеха большого металлургического завода, электролизный и кислородный заводы, было построено несколько многоквар­тирных домов.

Уже в первый период войны предприятие выпускало большое количество цветных металлов, необходимых для боевой техники (особенно танков с прочной броней).


*****

Во второй половине 1942 г. основные задачи по выпуску обо­ронной продукции были успешно решены. При этом заводы края не прекращали изготовление товаров народного потребления.


_____________________________________

*Переходящее Красное знамя — одна из форм морального поощре­ния трудовых коллективов, добившихся значительных успехов в вы­полнении производственных заданий. Обычно переходило от коллек­тива к коллективу в зависимости от трудовых достижений.

Норильский горно-металлургический комбинат
Норильский никель